Русский | English
Понедельник, 09 декабря

Документы

Нормативные акты

Выступления В.П. Иванова

Аналитика и обзоры

Прекурсоры под контролем государства

Изготовители наркотического зелья, являясь специалистами-химиками, зачастую лишь немного изменяют структуру уже известного психоактивного вещества и получают новые «легальные» виды наркотических средств или психотропных веществ.

Особую тревогу вызывает появление так называемых наркотиков – аналогов. Это – новые наркотические субстанции, которые еще не поставлены под запрет Международным комитетом по контролю над наркотиками. Экспертов ООН беспокоит, что в некоторых странах они легально продаются под видом «солей для ванн» или «удобрений». Кроме того, участились случаи внутривенного использования синтетических наркотиков, что, в свою очередь, способствует распространению смертельно опасных инфекционных заболеваний, таких как гепатит или ВИЧ/СПИД.

В этой связи актуальным является выработка эффективных мер мониторинга новых «легальных» психоактивных веществ. Созданная в Евросоюзе в 1997 году и модернизированная в 2005 году система раннего предупреждения, показала свою эффективность в получении первоначальной информации о психостимуляторах, находящихся в свободном обороте, оценке рисков и анализа возможных социальных последствий.

Однако на принятие окончательного решения по запрету нового психоактивного вещества уходит несколько лет, что не отвечает современным реалиям в условиях массированного вброса на рынок новых видов психоактивных веществ. Это признает и Комиссия Европейского союза.

Аналогичная ситуация складывалась и в Российской Федерации. До недавнего времени полный цикл прохождения проекта от первичного поступления информации о новом наркотике до нормативного установления контроля за ним занимал годы. В декабре 2009 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 1042, которым было установлено, что внесение изменений в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, осуществляется на основании предложений Минздравсоцразвития России либо ФСКН России, которые представляют в установленном порядке соответствующие проекты актов Правительства Российской Федерации. Теперь этот цикл удалось сократить до полугода.

В июле 2010 года в ФСКН России создано специализированное подразделение, которое собирает, анализирует и обобщает информацию по новым видам психоактивных веществ с последующей разработкой и подготовкой проектов документов по включению их в списки контролируемых средств и веществ.

В 2011 году по инициативе ФСКН России дополнен список наркотических средств и психотропных веществ и их производных, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 (далее – Перечень).

ФСКН России подготовлено восемь проектов постановлений Правительства Российской Федерации. Из них четыре приняты Правительством Российской Федерации и вступили в законную силу, два проекта приняты в Правительстве Российской Федерации и вступят в законную силу после опубликования, два проходят внутри и межведомственное согласование. Ведется подготовка еще трех проектов постановления Правительства Российской Федерации.

Принятыми постановлениями Правительства Российской Федерации №№ 112, 504, 547 и 822 введена двадцать одна новая позиция наркотических средств в Перечень, две позиции прекурсоров, а также внесены дополнения в три позиции, принятые ранее:

1) наркотическое средство Списка I Перечня метилендиоксипировалерон;

2) прекурсор наркотического средства Списка I Перечня метадон - 2-диметиламино-1-хлорпропан;

3) прекурсор наркотического средства Списка I Перечня метадон - дифенилацетонитрил;

4) производные психотропного вещества Списка I Перечня амфетамина (известно на сегодняшний день – 55 производных);

5) фенилацетилиндол и его производные (28 производных);

6) 3-ада­ман­то­ил­ин­дол [(Ада­ман­тан-1-ил)(1Н-ин­дол-3-ил)­ме­та­нон] (3 производных);

7) 2-ами­но-1-бен­зо­[1,2-b:4,5-b’]­ди­фу­ран-4-ил­этан (17 производных);

8) 2-аминоиндан (10 производных);

9) 3-бен­зо­ил­ин­дол [(1Н-ин­дол-3-ил)­фе­нил­ме­та­нон] (10 производных);

10) 4-гидрокситриптамин (8 производных);

11) 5-гидрокси-N-метилтриптамин (2 производных);

12) 2,5-ди­ме­ток­си­фен­этил­амин (26 производных);

13) (наф­та­лин-1-ил)­(1Н-пир­рол-3-ил)­ме­та­нон (25 производных);

14) 3-Наф­то­ил­ин­дол [(1H-ин­дол-3-ил)­(наф­та­лин-1-ил)­ме­та­нон] (64 производных);

15) (пиперидин-2-ил)­дифенилметан (5 производных);

16) (пирролидин-2-ил)­дифенилметан (2 производных);

17) 2-тио­фен-2-ил­этил­амин (2 производных);

18) 1-фенилпиперазин (8 производных);

19) 1-фенилциклогексиламин (288 производных);

20) 7-ацетоксимитрагинин;

21) 7-гидроксимитрагинин;

22) метоксетамин [2-(3-метоксифенил)-2-(этиламино)циклогексанон] (8 производных);

23) митрагинин (9-метокси-коринантеидин) (3 производных);

24) производные диметилтриптамина (26 производных);

25) производные бензилпиперазина (5 производных);

26) 6-дезоксикодеин.

Таким образом, в 2011 году на территории Российской Федерации контроль установлен за 21 новым наркотическим средством и 2 прекурсорами. В результате принятых изменений под контроль попала большая группа производных наркотических средств (не менее 595).

Прекурсоры под контролем государства